Траурная.
Из рабочего кабинета П.А. Кропоткина мы проходим через коридор в небольшую комнату. Это “траурная” комната. Она посвящена последним дням жизни П.А-ча, его болезни, кончине и похоронам.
В начале января 1921 г. П.А., играя на рояле в холодной комнате, простудился и заболел воспалением легких. Болезнь осложнилась и через три недели привела к роковому концу.
Во все время болезни П.А. старался сохранять бодрое настроение. Сестра милосердия, ухажившая за ним, вспоминает, что она “никогда не видела такого терпеливого, такого заботливого больного. Во всю его тяжелую болезнь – добавляет она,- я не слыхала от него ни одного раздраженного слова, постоянно он заботился о том, чтобы не доставлять лишних хлопот, чтобы давать отдохнуть его близким”.
В своих воспоминаниях сестра милосердия упоминает, что, когда она приехала в Дмитров, то одна дмитровская старушка, которая помогала Софье Григорьевне “по хозяйству”, характеризуя П.А-ча, так отзывалась о нем “такой хороший старичок – всегда у него для всякого улыбочка найдется”. Даже больной он сохранил эту улыбочку почти до последних минут своей жизни.
Дня за три до рокового исхода П.А. стал апатичен; мало говорил и тихо лежал, ни на что не жалуясь… Как то незадолго до конца, он, после долгого периода молчания, тихо сказал, ни к кому не обращаясь “какой тяжелый процесс – умирание”.
В ночь на 8 февраля 1921 г. началась агония и в 3 ч. 10 м. утра сердце великого революционера и гуманиста перестало биться…
В этот же день организованная из представителей анархических групп Комиссия по устройству похорон отправила две радио-телеграммы с извещением о смерти П.А-ча, а на следующий день на улицах Москвы было расклеено воззвание “Трудящимся Москвы” (см. текст радио и воззвания).
На стене траурной комнаты мы видим бюллетени о ходе болезни П.А., диаграмму температуры, и наконец фотографию П.А. на смертном одре, маску с П.А. сделанную и пожертвованную Музею скульптором Алешиным.
Тело П.А-ча было перевезено в Москву и было поставлено на три дня в Доме Союзов, в Колонном Зале бывш. Благородного собрания, в том самом зале, где 70 лет тому назад началась жизненная карьера П.А-ча, когда зимой 1851 г. Николай I на балу в Собрании обратил внимание на 8-летнего Петю Кропоткина и назначил его кандидатом в Пажеский корпус.
Теперь в этом же зале, освобожденный от ига царского самодержавия, народ отдавал последний долг тому, кто всю жизнь посвятил борьбе за его лучшее будущее. За три дня в Колонном зале перебывали десятки тысяч людей; рабочие, крестьяне, красноармейцы, трудовая интеллигенция, все подходили сказать последнее прости борцу за угнетенных.
Все стены траурной комнаты украшены лентами от венков, возложенных на гроб П.А-ча. Читая надписи на лентах мы видим, что все партии и представители всех революционных течений, а также научные, ученые и общественные организации отдали свой долг великому революционеру-бунтарю.
13 февраля, в воскресенье, состоялись похороны. Тело П.А-ча похоронено на кладбище Ново-Девичьего монастыря. На этом кладбище имеется родовой склеп князей Кропоткиных, но П.А. не пожелал, чтобы его тело было похоронено вместе с его предками. Еще при жизни он высказал пожелание, чтобы его похоронили на новом кладбище Ново-Девичьего монастыря. Эта воля и была выполнена.
На смерть П.А-ча откликнулись все газеты мира. В витринах коридора, ведущего из траурной комнаты в последнюю комнату Музея, мы видим, часть газет с некрологами о П.А-че. К сожалению, неналаженность в 1921 г. сношений с Европой и Америкой не дали возможность собрать в свое время газеты и журналы откликнувшиеся на смерть П.А-ча.
⇐ПЯТАЯ КОМНАТА ПЛАН МУЗЕЯ СЕДЬМАЯ КОМНАТА ⇒
Документальный фильм о похоронах Петра Алексеевича Кропоткина