Предки и социальная среда
Детство и юношеские годы. – Жизнь в Сибири.
Первая комната Музея – комната в которой родился Петр Алексеевич Кропоткин (9 декабря 1842 г.), – знакомит нас с предками Кропоткина и с социальной средой, в которой родился и вырос П.А. и под влиянием которой складывался характер и личность будущего революционера-бунтаря.
На первой стене помещен рисунок, изображающий родословное дерево князей Кропоткиных, из которого видно, что род князей Кропоткиных происходит от первого русского князя Рюрика и его правнука Владимира Святого. Находящийся рядом с родословным деревом, пергамент, выданный Сенатом деду П.А-ча, подтверждает, что у правнука Владимира Святого, Владимира Мономаха был сын Мстислав Храбрый, потомки которого были великими князьями Смоленскими. С уничтожением великого княжества Смоленского князья Смоленские и стали именоваться Кропоткиными по прозвищу последнего князя Смоленского Дмитрия Васильевича (ум. 1470 г.), получившего за свою хозяйственную кропотливость прозвище “Кропотка”.
Из предков П.А-ча в Музее представлены 1) дед П.А-ча Петр Николаевич Кропоткин (масло, работа крепостного художника), 2) бабка П.А. урожденная княжна Гагарина (масло, работа крепостного художника) и несколько портретов разных периодов отца П.А-ча и матери его Екатерины Николаевны, урожденной Сулима.
С материнской стороны П.А. Кропоткин был украинец. Отец его матери, генерал Николай Семенович Сулима (см. превосходный портрет (масло) работы известного английского художника Георга Дау)[1] – был потомком запорожских казаков, один их которых Иван Сулима, гетман запорожский, боролся в 1635 г. за независимость Украйны, был схвачен в битве с поляками в плен и четвертован в Варшаве (см. родословную Сулимы).
Таким образом в лице П.А-ча Кропоткина соединились две главные ветви славянского племени.[2]
Отец П.А-ча был типичным военным “николаевской эпохи”. Дослужившись до чина генерал-майора, он вышел в отставку (см. портрет миниатюру). Выйдя в отставку, отец П.А-ча зажил обычной жизнью дворянина помещика своего времени, играл в карты, устраивал званые обады и балы, по временам наезжая в свои поместья, где управляли всем хозяйством “бурмистры” и старосты.
Мать П.А-ча (см. портрет-фотографию), умершая от чахотки 35 лет, была, повидимому, незаурядной для своего времени женщиной. Она любила музыку, поэзию и хорошо рисовала. После смерти в ее бумагах нашли переписанные ее рукой запрещенные стихотворения Рылеева и Пушкина.
По всей вероятности именно от матери П.А. и унаследовал любовь к музыке, литературе и искусству. П.А-чу было всего четыре года когда умерла его мать, но “память о ней, говорит П.А., прошла через все наше детство и согрела его… матери я обязан всеми лучшими искорками, которые запали в мое ребяческое сердце”[3]… П.А. был четвертым ребенком в семье. Старше его были сестра Елена и братья Николай и Александр. П.А. был в особенности дружен с Александром, который оказал большое влияние на развитие П.А-ча.
Социальная среда. После отдела “Предки” идет отдел “Социальная среда”, в которой рос и воспитывался П.А. Кропоткин. П.А. Кропоткин родился и вырос с мрачную эпоху “николаевской реакции” и “крепостного права”. Тяжелая рука Николая I, напуганного восстанием декабристов, ужасным гнетом лежала над всей страной. Крестьянские массы являлись полной собственностью помещиков. Помещик-дворянин мог торговать своими крепостными как вещами. В стране царили деспотизм и произвол сверху донизу.
В основе всей экономической жизни страны лежал подневольный труд крепостных. Крепостное хозяйство было тем фундаментом, на котором покоилась вся жизнь дворянского класса. Эта сторона крепостной жизни нашла в Музее отображение в рисунке с картины Зайцева “Привоз крепостными провизии в Москву”. Художник вдохновился “Записками революционера” П.А. Кропоткина и воспроизвел сцену, описанную П.А. Бытовые черты крепостной жизни можно видеть также и из целого ряда документов, выставленных в Музее: рапорт бурмистра отцу П.А-ча, рядная запись деда П.А. – 1825 г. и др.
Обстановка крепостной жизни, гнет и произвол тяжело ложились на душу впечатлительного ребенка, каким был П.А. И едва только в нем начинает пробуждаться сознание, как зарождаются и первые ростки бунта против окружающей действительности.
Одним из таких первых проявлений протеста была та полная драматизма сцена с высеченным слугою Макаром, которую так художественно описал П.А. в “Записках революционера”.
Старый князь (отец П.А-ча) распорядился высечь на съезжей слугу Макара за то, что тот нечаянно разбил несколько тарелок. Юный Петя в ужасе. Он задыхается от слез и ожидает в темном углу коридора возвращения Макара.
Наконец появляется Макар, бледный и с искаженным лицом. Петя хватает его за руку и пытается ее поцеловать. Макар быстро отдергивает руку. “Оставь меня, говорит он сурово, небось вырастешь такой же будешь?”.
“Нет, нет, никогда!”. Вырывается из глубины сердца у ребенка и он в слезах убегает. (См. акварель “Сцена с Макаром”).
И Петр Алексеевич сдержал слово, данное им высеченному рабу. И он не только не сделался крепостником, но стал пламенным борцом против всякого гнета и насилия, апостолом свободного общества равных.
Влияния литературные. После отдела “Социальная среда” идет отдел “Детство и юношеские годы“. Здесь мы видим, какие писатели более всего оказали влияние на развитие П.А-ча.
Учитель русского языка, студент Н.П. Смирнов (см. его фотографическую карточку), прививает своему ученику любовь к русской литературе и в молодом Кропоткине пробуждаются литературные наклонности. Уже с 9-10 лет П.А. начинает свои первые литературные опыты и издает рукописные журналы, помещая в них свои повести и рассказы. (См. витрину с детскими рукописными журналами П.А-ча).
Дополнительные публикации:
статья Петра Кропоткина из журнала Временник от 14 марта 1855 года
статья Александра Кропоткина из журнала Временник от 22 апреля 1856 года
Под влиянием любимого поэта Н.А. Некрасова у П.А. еще более растет любовь к угнетенным и обездоленным. Позднее пламенные писания Герцена, публицистические статьи Чернышевского и Добролюбова помогают оформлению чувства протеста, а рассказы о декабристах зажигают в его душе впервые революционный огонь. В то же время великие произведения Гете, Шиллера и Вольтера помогают П.А-чу заложить основы общефилософского миросозерцания.
Пажеский корпус. В то время, как под влиянием жизни и литературы в душе П.А-ча росли и зрели ростки протеста и революционности, обстоятельства толкали его в противоположную сторону. В 1851 г. он по личному приказу императора Николая I был зачислен в кандидаты в Пажеский корпус (см. фотографии Пажеского корпуса).
В корпусе П.А., благодаря своим богатым умственным способностям, шел первым учеником и как первый ученик был назначен в январе 1861 г. камер-пажем императора Александра II (см. большой портрет П.А. в костюме камер-пажа).
Перед Петром Алексеевичем открывалась широкая дорога придворной карьеры. Но легкая возможность создать “положение в свете” и блестящая придворная жизнь не соблазняют, однако, молодого пажа. В его душе все больше и больше растет и зреет протест против гнета и несправедливости существующего строя.
Смутные чувства мало по малу складываются в определенное настроение и позднее П.А. говорил об этом периоде жизни: “и если в избе крестьянина я научился любить и жалеть народ, то в царском дворце я научился ненавидеть власть”…
Жизнь в Сибири. Стремление уйти из привилегированного мира господствующих заставляет П.А-ча по окончании им Пажеского корпуса (июнь 1862 г.), просить назначения офицером в Амурское казачье войско в Восточную Сибирь. Там думает он активно принимать участие в деле проведения реформ.
Последняя стена первой комнаты иллюстрирует жизнь П.А-ча в Сибири. П.А. провел в Сибири целых пять лет (1862-1867). Там среди девственной дикой природы молодой офицер много путешествует и становится известным исследователем.
В сопровождении нескольких казаков, частью верхом, а частью пешком, или в лодке, П.А. исследует дебри сибирской тайги, открывает прямой путь из Читы в Благовещенск через северную Манджурию, прокладывает путь с Ленских золотых приисков через глухую тайгу в Читу и делает целый ряд других географических открытий.
На стене, посвященной Сибирскому периоду жизни П.А-ча, мы видим карту Сибири, на которой нанесены маршруты его путешествий, целый ряд собственноручных рисунков П.А-ча, изображающих сцены из его путешествий и виды Восточной Сибири. В витрине выставлены путевые дневники, маршруты, съемки, определения высот и т.д.
Исследования и открытия П.А-ча вскоре обратили на себя внимание ученого мира. Русское Географическое Общество избирает П.А-ча своим членом и поручает ему организацию нескольких экспедиций. Перед П.А-чем открывается карьера ученого, но чувствую недостаток теоретической подготовки, П.А. мечтает о поступлении в университет. Жестокое подавление восстания среди ссыльных поляков заставляет П.А. бросить военную службу. Летом 1867 г. П.А. покидает Сибирь и возвращается в Петербург.
В жизни П.А-ча открывается новая страница и об этом периоде жизни нам говорит вторая комната Музея.
[1] Дар племянницы П.А-ча Е.Н.Половцовой.
[2] Сам П.А. нередко называл себя “скифом”.
[3] К сожалению, превосходный большой портрет матери П.А-ча, писаный масляными красками, работы хорошего французского художника, не находится в Музее. Портрет этот, полученный П.А. от его тетки в 60-х годах, попал после его ареста и эмиграции в его сестре Е.А. Кравченко, а после ее смерти к ее дочери Е.Н. Половцевой, которая обещает передать портрет Музею лишь после своей смерти.