План Музея

Музей П.А. Кропоткина имеет своей задачей познакомить посетителя с жизнью и деятельностью этого выдающегося революционера, ученого и мыслителя.

Прежде чем приступить к обозрению музейных экспонатов рекомендуется рассмотреть план Музея и самый дом, в котором помещается Музей. Кропоткинский дом представляет типичный памятник дворянской Москвы первой половины прошлого века.

Современный вид дома в котором располагался музей П.А.Кропоткина (ныне посольство Палестины)
Современный вид дома в котором располагался музей П.А.Кропоткина (ныне посольство Палестины)

Осмотр Музея следует начинать с первой комнаты, в которой родился П.А. Кропоткин, – и затем следовать в том порядке, в каком на плане пронумерованы комнаты.

План Музея имени П.А.Кропоткина
План Музея имени П.А.Кропоткина

П е р в а я    к о м н а т а. – Предки и социальная среда. – Детство П. А-ча и юношеские годы. Предки Кропоткина – типичные представители привилегированного дворянского класса. На стене против двери портреты деда, бабки, отца, матери. Здесь же герб князей Кропоткиных и родословная – эмблемы сословных привилегий.

На этой же стене расположены экспонаты, иллюстрирующие быт крепостного строя, в котором родился и вырос П.А. Кропоткин. (Объявление о продаже крепостных, привоз крестьянами натурального оброка, крепостные акты, рапорты бурмистра и т.д.). Вся жизнь дворянского класса базировалась на бесплатном труде крепостных и натуральном хозяйстве.

Вторая стена посвящена детству и юношеским годам П.А. Кропоткина. (Начало « бунта » против среды, ненависть к рабству. Под влиянием передовых писателей чувство протеста крепнет и растет любовь к трудовому народу).

На этой стене следует отметить рукописные детские « дневниковые записи » и « журналы » П.А. Кропоткина, его портрет в костюме камер-пажа и « отчет о поведении в Пажеском Корпусе пажа князя Петра Кропоткина ».

На третьей стене размещены собственноручные рисунки П.А. Кропоткина, иллюстрирующие его путешествия и жизнь в Сибири. В витрине выставлены путевые тетради, маршруты, отчеты о путешествиях и т.д.

В т о р а я   к о м н а т а. – Научная и революционная деятельность в 1870-1876 гг. На первой стене размещены геологические карты работы П. А-ча. В витрине выставлены его научные труды того времени (обратить внимание на том « Исследование о ледниковом периоде »).

Два щита поперечной перегородки знакомят посетителя с Интернационалом и Парижской Коммуной, имевших в жизни Кропоткина большое значение. События Парижской Коммуны окончательно заставили Кропоткина стать в ряды социалистов. В 1872 г. он примыкает к бакунинскому крылу Интернационала.

На третьей стене размещены портреты членов « кружка чайковцев », в который Кропоткин входит в 1872 г. Здесь же виды Петропавловской крепости, куда Кропоткин был заключен весною 1874 г. и плакат иллюстрирующий « побег » Кропоткина в 1876 г. Обратить внимание на собственноручные рисунки П.А. Кропоткина в крепости. В витрине рукописи второго тома « Исследование о ледниковом периоде », писанные Кропоткиным в крепости, часы, внутри которых был передан план побега.

Т р е т ь я   к о м н а т а занята экспонатами, иллюстрирующими жизнь и деятельность Кропоткина в Европе.

На первой стене обратить внимание на « афишу-протест », которая была составлена, напечатана и расклеена Кропоткиным в апреле 1881 г. по поводу казни участников « дела первого марта ». Здесь же собственноручные рисунки П.А. Кропоткина – виды тюрьмы в Клевро, где был заключен Кропоткин. В витрине обратить внимание на декрет об изгнании Кропоткина из Швейцарии.

Средняя стена и витрины около этой стены иллюстрируют жизнь Кропоткина в Англии. Центральное место занимает портрет Кропоткина (масло) работы английского художника Мошелеса. Здесь же бюст (гипс) Кропоткина работы скульптора Цейтлина.

Щит « 1905 год » иллюстрирует связь Кропоткина с революцией 1905 года, а третья стена посвящена – семидесятилетию Кропоткина. (См. адреса и юбилейные газеты).

Между окнами этой комнаты помещены портреты С.Г. Кропоткиной, жены П.А-ча, и портрет В.Н. Фигнер (узницы Шлиссельбурга в продолжние 22 лет), ныне председательницы Комитета по увековечению памяти П.А. Кропоткина.

Ч е т в е р т а я   к о м н а т а посвящена последнему периоду жизни Кропоткина, его возвращению в Россию, жизни в Дмитрове, и здесь же выставлены в витринах произведения П.А. Кропоткина на различных языках. Из имеющихся здесь экспонатов обратить внимание на портрет Кропоткина (масло) работы Л.Б. Пастернака, барельеф Кропоткина, работы Цейтлина, на образцы рукописей и на альбомы его зарисовок.

П я т а я   к о м н а т а. – Копия рабочего кабинета Кропоткина в Лондоне. Поражающая простота обстановки. Обратить внимание на письменный стол Кропоткина, за которым П.А. работал во все время пребывания в Англии с 1886 г. до 1917 г. Столярный верстак, на котором работал П.А. Разнообразие библиотеки свидетельствует о необычайной широте умственных интересов Кропоткина.

Ш е с т а я   к о м н а т а – траурная – занята экспонатами, касающимися болезни, кончины и похорон П.А. Кропоткина. Посмертная маска П.А-ча работы скульптора Алешина.

С е д ь м а я    к о м н  а т а посвящена выяснению влияния Кропоткина и его идей на мировое революционное движение. Здесь мы видим образцы газет, которые издавались или издаются учениками и последователями Кропоткина в Европе, Америке, в Китае, Японии и других странах, цитаты из статей о Кропоткине виднейших деятелей рабочего движения разных стран. В витринах книги и брошюры посвященные жизни и творчеству Кропоткина и критическому разбору его учения.

В о с ь м а я   к о м н а т а. – Библиотека и кабинет для чтения. Здесь собраны произведения Кропоткина и литература по революционному движению.

Экспонаты Музея рассказывают нам о необычайной жизни этого великого революционера.

Рожденный в барских палатах и с юности поставленный на самые верхи общества, П.А. добровольно отказался от всех привилегий своего класса и отдал все свои силы, все свои блестящие способности, весь пыл своей души на борьбу за освобождение трудящихся от всякого гнета и насилия. Его жизнь служит неувядаемым примером самоотверженности и преданности делу освобождения человечества.

ПЕРВАЯ КОМНАТА ⇒