Памяти Кропоткина

Парил он в высотах, и тайны  его
Неведомы были долинам.
Но раны таились в груди у него
И тихо спускался он к горным вершинам.
 

Он видел страданья и муки земли,
И стоны он слышал глухие.
И, крылья расправив в эфирной пыли,
Направил полет свой в юдоли земные.
 

Спустился он к людям. Рыдания их
Улыбкой свободы он встретил.
И ропот, воскресший в равнинах немых,
Приветом ему вдохновенным ответил.
 

Проснулись желанья. Тревога пришла,
Предвестница бурь  и рассвета,
Но песня навеки его умерла,
Осталась в долинах земли недопетой.
 

Москва, 1922                                                   Р.Эрманд

О платной лекции

Платная лекция об альпинизме
Платная лекция об альпинизме

Москва, 22 января 1928 г.
В Президиум Академии Художественных Наук

Настоящим Исполнительное Бюро Комитета по увековечению памяти П.А.Кропоткина просит Вас предоставить большую залу Академии на вечер 19-го февраля с/г для устройства платной лекции-доклада члена Кропоткинского Комитета С.С.Анисимова на тему «Туризм и альпинизм на Кавказе».
Доход от этой лекции пойдет на расширение Кропоткинского Музея.

Почетная председательница
Комитета С.Г.Кропоткина

Секретарь Н.Лебедев
(ГАХН 941-1-97)

На смерть П.А.Кропоткина.

Еще один угас великий Гений.
Не пощадила смерть отважного бойца…
Среди упорных битв, тревоги и сомнений
Примчалась весть и дрогнули сердца.

Он жил надеждою в победу идеала,
В победу истины над злобой и враждой,
Но вдруг подкралась смерть и жизни нить порвала
Своей невидимой, безжалостной рукой.

Пусть телом умер он, смежив на веки очи.
Но мысль великая в народе не умрет,
Она рассеет тьму зловещей, жуткой ночи
И новою стезей мир к счастью поведет.
В.Бубенцов
(Вольная жизнь, № 11-12, март 1921)

ПОЛОЖЕНИЕ О ВСЕРОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ ПО УВЕКОВЕЧЕНИЮ ПАМЯТИ П.А.КРОПОТКИНА. (редакция 1921 года)

Утверждено Общим Собранием 15-го февраля 1921 года.

ПОЛОЖЕНИЕ О ВСЕРОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ ПО УВЕКОВЕЧЕНИЮ ПАМЯТИ П.А.КРОПОТКИНА.

СТАТЬЯ ПЕРВАЯ. — В целях увековечения памяти П.А.Кропоткина и всестороннего освещения его жизни, деятельности и учения учреждается «Всероссийский Общественный Комитет по увековечению памяти П.А.Кропоткина».
Местопребывания комитета гор. Москва, как место, где родился П.А.Кропоткин.

СТАТЬЯ ВТОРАЯ — ЗАДАЧИ КОМИТЕТА.
1/ Комитет организует в Москве, в доме, где родился П.А., «Музей П.А.Кропоткина».
В этом музее должно быть собрано все, что касается жизни, деятельности и творчества П.А-ча. Его произведения на всех языках, и вся литература как о нем самом, так и о его произведениях.
Кроме этого, в Музее должны быть собраны все предметы, имеющие то или иное отношение к П.А-чу, и должны быть представлены в картинах, рисунках, фотографиях и т.п. вся научная и революционная социальная деятельность П.А-ча.
2/ Комитет организует лекции, доклады и беседы, посвященные той или другой стороне творчества и деятельности П.А-ча.
3/ Комитет издает по мере возможности: а/ непериодические сборники и др. издания, посвященные памяти П.А.Кропоткина и его творчеству и б/ ежемесячный бюллетень Комитета на четырех языках — русском, французском, английском и немецком, в котором помещаются отчеты о деятельности Комитета, хроника событий, связанных с именем П.А-ча, и статьи и очерки, освещающие ту или иную сторону жизни и творчества П.А-ча.

СТАТЬЯ ТРЕТЬЯ — СОСТАВ КОМИТЕТА.
Комитет образуется из представителей разных учреждений, организаций и групп, которые пожелают принять участие в Комитете, и ЗАДАЧИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОТОРЫХ НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ОСНОВНЫМ ПРИНЦИПАМ И ИДЕЯМ П.А.КРОПОТКИНА.
Каждое из учреждений, организаций и групп, может послать в Комитет не более как одного представителя, независимо от числа своих членов.
Комитет может приглашать в свой состав персонально тех или иных лиц, участие которых в Комитете будет признано полезным.
Точно также Комитет имеет право кооптировать и тех лиц из числа родственников и друзей покойного П.А-ча, участие которых в Комитете было бы желательным.

СТАТЬЯ ЧЕТВЕРТАЯ — СТРУКТУРА КОМИТЕТА.
Для того, чтобы наилучшим образом осветить и представить все стороны научной и революционно-социальной деятельности П.А. Комитет, по мере своего развития, делится на четыре секции: анархическую, естественно-научную и географическую, общественно-экономическую и литературно-художественную.
В данный момент образуется пока две секции: анархическая и научная.
Все секции Комитета вполне автономны и независимы каждая в своей области и объединяются между собою для координации общей деятельности на федеративных началах.
В своей деятельности секции руководствуются исключительно основной целью Комитета: освещение личности и творчества П.А. и увековечение его памяти.

СТАТЬЯ ПЯТАЯ — ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ БЮРО.
Для проведения в жизнь решений и постановлений Комитета и его секций Комитет избирает Временное Исполнительное Бюро. Впредь до образования всех четырех секций в исполнительное Бюро входят все семи членов инициативной группы и по два представителя от анархической и научной секции.
Исполнительное Бюро выделяет из своей среды Музейную Комиссию, в ведении которой должно находится дело организации Музея Кропоткина.
Председатель и товарищ председателя Исполнит. Бюро являются в то же время председателем и тов. председателя всего Комитета и избираются общим собранием Комитета.
В Исполнит. Бюро Комитета входят как душеприказчики покойного П.А. его жена Софья Григорьевна Кропоткина и его дочь А.П.Кропоткина.

СТАТЬЯ ШЕСТАЯ — РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ.
Комитет избирает из своей среды Ревизионную Комиссию в составе трех человек.

СТАТЬЯ СЕДЬМАЯ — СРЕДСТВА КОМИТЕТА.
Средства Комитета составляются: а/ из добровольных взносов тех организаций и групп, представители которых входят в Комитет, б/ из добровольных взносов всех лиц и организаций пожелавших сделать таковые, на условиях приемлемых для Комитета, и в/ из доходов от изданий сборников, устройства лекций и т.д.

С ПОДЛИННЫМ ВЕРНО.
СЕКРЕТАРЬ КОМИТЕТА подпись В.А. Перелешин
(РГАЛИ 1185-1-97)

Памяти П.А.Кропоткина

Он ушел от бар к трудовому народу,
Оставил палаты и роскошь дворцов,
Набатом призывным к борьбе за свободу
Звучал его голос в сердцах у бойцов.

В речах его — отблеск возстаний, пожаров,
Он мыслью великой открыл идеал;
Огнем молодые сердца коммунаров,
И в сумрачной жизни всегда зажигал.

В борьбе и скитаньях все дни своей жизни.
Повсюду гонимый, он звал нас к борьбе,
Холодные тюрьмы чужбин и отчизны
Не редко его хоронили в себе.

Он умер: и мы, его дети и внуки,
Сегодня наполнили скорбью сердца,
Но в них будут живы призывные звуки
Их в деле борьбы мы дойдем до конца.

А.Тюханов.

(Вольная жизнь, № 11-12, март 1921)

Об издании листков «Хлеб и Воля»

Товарищи

Невозможность издавать анархическую газету в самой России, в то время как наши воззрения получают там все большее и большее распространение и привлекают все новые силы, побудило нескольких товарищей, коммунистов анархистов, приступить к изданию за границей нового органа, Л и с т к и «ХЛЕБ и ВОЛЯ».

Анонс Листков
Анонс Листков «Хлеб и Воля», 1906, (IISH 1001-2684)

Наше намерение, при этом, основать — не теоретическое обозрение, занятое разработкой и разъяснением основных принципов анархизма, а газету, посвященную жизни и деятельности русских анархистов, на месте, в России, и вообще — задачам русского революционного движения, как мы их понимаем.

Теоретическая сторона анархизма начинает уже выясняться в России, благодаря довольно большому числу сочинений по этому предмету, выпущенных за последнее время, и число которых, мы надеемся, будет быстро умножаться.

Но перед каждым честным человеком, стремящимся окунуться в волны революционной жизни, охватившей нашу родину, и усомнившимся, вместе с тем, в целесообразности существующих политических партий, — возникает множество вопросов, на которые он не находит ответа в теоретической анархической литературе. Как жить среди внезапно поднявшихся волн революции? Как, с какими основными началами, с какими целями броситься в бушующее море страстей? В какие отношения стать к политическим партиям, которые тоже ведут отчаянную борьбу против защитников самодержавного государства и капитализма, и несут, также как и наши товарищи, тяжелые утраты? Как разобраться, наконец, среди различных течений, намечающихся среди самих анархистов?

Первые бойцы революции в России бросились в борьбу, не ставя себе никаких других вопросов кроме одного, — главного, великого вопроса: «Любишь ли ты дело освобождения народа? Ненавидишь ли ты Капитализм и Государство, сосущие вдвоем кровь рабочего, чтобы создать беспечальное житие для целых орд эксплуататоров и чиновников? Готов ли ты отдать свою жизнь на борьбу с ними?»

И все что есть лучшего в России, не стараясь даже разобраться в партиях, шло и геройски отдавало свою жизнь и жизнь своих близких для великой борьбы.

С единодушием, еще небывалым в истории, рабочие отдавали свою энергию на организацию громадных забастовок, и голодали со своими женами и детьми — для того, чтобы положить предел безобразиям правящих Россией грабителей и охраняемых ими капиталистов. С геройством неслыханным гибла наша молодежь, поражая тех, кто правит этими ордами и кормиться потом кровью народа. И геройски восставали тами сям матросы и солдаты, которые чувствовали, как позорно им, детям народа, стоять заодно с грабителями и притеснителями народа.

Бесчисленное число жертв уже легло в этой борьбе.

Но по мере того, как развивается русская революция, — перед революционерами выясняется громадность и сложность предстоящей борьбы, и выясняются громадные силы, накопленные веками невежества и поднимающиеся теперь против народа, против его освободителей — на защиту грабителей и эксплуататоров, на защиту всего старого порядка.

Теперь всем начинает становится ясным, что русская революция ен может разрешиться кратковременной уличной борьбой. Теперь, в России речь идет уже о не об одном только свержении самодержавия, а о свержении в с е г о   с т а р о г о   п о р я д к а.

Ясно, что в России старый мир и новый мир; что русской революции, рядом с ее русскими задачами, требующими перестройки всего государственного и общественного строя в России, — предстоит начать также ту великую борьбу, которой ждут угнетенные всего мира, — борьбу за освобождение человечества вообще от двойного ига: государства и капитала.

И вот, свежие, бодрые силы России рвутся именно в эту великую борьбу, и спрашивают себя: — «Как лучше вести ее? Как сделать, чтобы меньше гибло революционных сил и чтобы победы были крупнее? Чтобы результаты, которых добьется русская революция, несковали бы новых цепей, нового рабства? Чтобы Россия вышла из революции новой, обновленной страной, в которой крестьяне уже более не будут умирать от голода, в которой рабочие, их дети и жены не будут более обречены на медленное вымирание, ради обогащения кулаков промышленности, — страною гнущих шею перед мундиром и нагайкой, но где миллионы жителей будут чувствовать себя, все, равными, не дадут верховодить собой новой ордой чиновников, и сознают мощь, величие и власть Труда — страною, наконец, готовой к дальнейшему прогрессу на пути создания вольного коммунистического общества?»

На эти вопросы, возникающие перед каждым истинным революционером, мы и постараемся отвечать, по мере сил.

Но мы напоминаем нашим русским товарищам, что успешное выполнение нашей задачи всецело будет зависеть от нас самих. Они должны нам присылать всевозможные заметки о своей деятельности, о препятствиях, встречаемых ими на пути, о своих наблюдениях, о своих сомнениях, о своих мыслях насчет будущего…. Все то, что волнует молодого революционера — высказанное просто, откровенно — найдет глубокий отклик среди нас, и если мы можем помочь разъяснению сомнений, недоразумений, разочарований и т.д., мы сделаем это всеми зависящими от нас средствами.

Анонс Листков
Анонс Листков «Хлеб и Воля», обратная сторона, 1906, (IISH 1001-2684)

Вместе с тем мы просим наших товарищей в западной Европе и Америке, серьезно помочь нам распространению этой газеты в среде заграничных товарищей, и в особенности в России. Будем пробивать, все, повсюду, китайскую стену, которой русское правительство хочет оградиться от вторжения революционной мысли.

Приступая к изданию этого органа русских коммунистов-анархистов, мы думали, что нам необходимо предварительно обсудить, как можно тщательнее, на небольшом съезде, те вопросы практической деятельности, которые выдвинула русская жизнь среди наших товарищей в России. Наши взгляды на эти вопросы мы изложили в ряде докладов, написанных несколькими товарищами, и в ряде принятых нами заключений. Эти заключения будут напечатаны сполна в первом же номере Л и с т к о в; доклады же будут печататься в последующих номерах нашей газеты, которая будет выходить каждые две недели, объемом в 8 страниц.

Имеющиеся у нас доклады касаются следующих вопросов:

1.Политическая и экономическая революция, П.Кропоткина. 2.О терроре Вл.Забрежнева. 3.Вопросы организации, М.Корн. 4.Работа в рабочих союзах, П.Кропоткина. 5.Отношение к другим партиям, И.Ветрова. 6.Всеобщая стачка, М.Изидина.

Эти доклады и заключения мы предлагаем на обсуждение наших товарищей в России, и открываем часть нашей газеты для обмена мыслей по этим вопросам. У нас нет центральных комитетов, предписывающих, как должны действовать и думать члены партии. Но мы убеждены, что среди русских товарищей, как всегда бывало уже в западной Европе, — скоро установится, путем вольного обсуждения, достаточное единство в понимании основных вопросов, чтобы личные разногласия не мешали единству действия, когда нужно бывает сосредоточить наличные силы. Так всегда было у западно-европейских анархистов — так будет, наверное, и в России.

К этой дружной работе мы и призываем наших товарищей. Дело предстоит русской революции громадное. Задачи ее — грандиозные. Везде народ требует людей, готовых служить ему, а не буржуазным идеалам. И силы для этого есть. Их много. Нужно только помочь им выяснить себе истинные задачи народной революции, помочь им понять самих себя и столковаться с единомышленниками.

Этому мы и посвятим наши силы.

За группу

П.Кропоткин

20 сентября 1906.

Подписка на Л и с т к и  «Х л е б   и   В о л я» [1 шиллинг 6 пенсов. — 1 фр.85с., — 35 центов, за полгода] принимается в следующих местах: —

                                A.WESS, 64, Capworth Street Leyton, London, E.

                                T e m p s  N o u v e a u x, 4, rue Broca, Paris.

                                E.Held, rue de Carouge, Geneve, Suisse.

Туда же просим адресоваться по всем вопросам администрации и заграничной переписки. Желающих же присылать корреспонденции из России просим адресовать их сперва к своим знакомым за границей — для пересылки нам по одному из вышеуказанных адресов.

Светлый сеятель.

(Памяти Петра Алексеевича Кропоткина).

Он из Рюрикова рода,
Но не сел он на престоле:
Светлый сеятель он в поле
Вечно сеял для народа
Зерна истинной свободы.

Сеял он в года лихие:
Русь стонала от царизма…
Светлый ангел анархизма
Улетел в края чужие,
Но любил свою Россию.

Зло военщины, казармы,
На Руси цвело на диво,
И цвела живая нива,
Но прошли по ней жандармы,-
Смяты всходы золотые…

Но колосья — иммортели
И зимой цвели в темнице…
Крылья огненной Жар-птицы
Вдруг разсеяли мятели,
Русь убогую согрели.

Пламя истинной свободы
Загорелось в старом мире…
Прочь властители в порфире!..
Светлых кузниц строим своды:
Куйте счастье, все народы…

Все чужие нам родные.
И под черными шелками
Путь украшенный цветами,-
Розы алые — живые:
Светлый сеятель в России…

Вдруг, сквозь крылья алой грезы,
Мрачно смотрит лик жандарма…
Давит прежняя казарма…
Снова казни и угрозы
Снова кровь и снова слезы…

Белый призрак — дух насилья,
Где-то близко — дух царизма
Гаснет рыцарь Анархизма:
Смерть над ним раскрыла крылья,-
Тщетны медиков усилья…

Умер он — осиротели…
Никнет траурное пламя…
Не поникнем только сами:
Смело, гордо, сквозь мятели,
Мы пойдем к заветной цели.

Снова родина согрета:
На восток у нас оконце.
В нем горит живое солнце:
Золотая даль разцвета
Анархического лета.

Ольга Приморская

Москва, 11 февраля 1921 г.

(Вольная жизнь, № 11-12, март 1921)

Портрет П.А.Кропоткина

Портрет П.А.Кропоткина работы Надара, с автографом П.А.Кропоткина
Портрет П.А.Кропоткина работы Надара, с автографом П.А.Кропоткина, РГАЛИ 2962-1-265, л-6

Не могу разобрать второе и третье слова.

Дорогой … … от искренне вас любящего П.Кропоткин

Музею исполнился месяц!

За месяц существования виртуального Музея его посетили 3169 человек. Даже если убрать 50% посетителей на боты, то ~1600 человек — это здорово!

Половина посетителей пришла после публикации о музее на странице ВК «Вольная думка» за последние два дня.

К сожалению, закончить в этом месяце экспозицию «Хронология» не удалось. В следующем месяце мы ее закончим.

Спасибо всем за поддержку, и теплые слова! Благодаря Вам Музей развивается и крепнет!

Памяти учителя П.А.Кропоткина

Он отошел. Мятежные исканья
В душе отзывчивой угасли навсегда.
И скорби горестной полны переживанья:
Он не придет к нам больше никогда.

Среди тревог земных, страданья и гонений.
Огонь души его до гроба не погас.
Все тот же, жаждущий свободы и смятений,
Сказал всему — прости — сказал в последний раз.

То умер Прометей. Вот новая могила.
И снова мрак вокруг, немая тишина.
Страданий слышен стон. И снова поглотила
Всю жизнь отрадную печали глубина.

И всюду тьма. Но голос Правды вечной
Уже навек умолк и вновь не прозвучит.
Лишь отзвук прошлого созвучием предвечным
И дух его в других опять заговорит.

Его Грядущее Безсмертьем увенчает,
Из роз Анархии сплетет ему венок.
Пусть длится тьма, но звезды засияют
И будет жить в веках Апостол и Пророк.

Москва.

Роберт Эрманд.

(Вольная жизнь, № 11-12, март 1921)