Вторая комната

Научная и революционная деятельность в России.

(1867-1876 гг.).

Работа в Географическом Обществе. Возвратившись в Петербург, П.А. поступает на физико-математический факультет Петербургского Университета и в то же время ведет научную работу в Географическом Обществе. Географическое Общество ценя работы П.А-ча, избирает его секретарем Отделения Физической Географии.

Музей П.А.Кропоткина. Стена второй комнаты.
Музей П.А.Кропоткина. Стена второй комнаты.

Ему поручается разработать проект первой русской экспедиции к северному полюсу (см. в витрине брошюру – доклад П.А-ча). Изучая ледниковые явления, П.А. обосновывает теорию о ледниковом периоде (см. в витрине первый том “Исследование о ледниковом периоде”). С целью фактического подкрепления своей теории П.А. весною 1871 г. едет в Финляндию и Швецию для исследования ледниковых наносов (см. на стене пять больших карт собственноручно сделанных П.А. – карта Финляндии в ледниковыми моренами, финляндские валуны, озы). В то же время, П.А. выступает с критикой теории знаменитого Гумбольда о строении Азии и создает свою теорию об орографии Восточной Сибири.

Титульная страница доклада П.А.Кропоткина о полярной экспедиции, 1871 год
Титульная страница доклада П.А.Кропоткина о полярной экспедиции, 1871 год

Благодаря своим работам П.А. начинает пользоваться репутацией талантливого ученого и Совет Русского Географического Общества избирает его своим Генеральным Секретарем.

Но в душе П.А-ча происходит в это время драма: он все яснее и яснее начинает сознавать, что и отрекшись от всех привилегий своего класса, уйдя из “высшего света” и сделавшись простым скромным ученым, он все-таки не вполне выполняет свой “долг” перед народом.

П.А. убедился, что так называемое “освобождение” крестьян, в сущности не улучшило их положения. Он видел, что “на место сетей крепостных люди придумали много иных”.

И Петр Алексеевич не мог отдаваться высшим радостям научного познания в то время, когда миллионы трудящихся влачили беспросветную жизнь, полную нищеты и лишений. П.А. чувствовал, что долг чести и совести требуют помочь трудящимся освободиться от гнета самодержавия и все больше и больше приходил к убеждению, что освобождение народа может быть достигнуто только революционным путем, а не путем постепенных реформ.

И вот перед П.А-чем встает волнующий вопрос: что делать? И после недолгого раздумья П.А. решает бросить карьеру ученого и перейти в ряды борцов. Он отказывается от поста Секретаря Географического Общества, едет за границу (февраль 1872 г.), чтобы непосредственно познакомиться с теорией и практикой европейского рабочего движения.

Экспозиции Музея П.А.Кропоткина посвященные Интернационалу и Парижской Коммуне
Экспозиции Музея П.А.Кропоткина посвященные Интернационалу и Парижской Коммуне

Интернационал. Очагом революционной мысли и действия в ту эпоху был Интернационал. П.А. тотчас по приезде в Швейцарию, знакомится с членами этого Общества.

В то время в Интернационале были два главных течения марксистское и бакунинское, или, иначе централистское и федералистское.

М.А.Бакунин
М.А.Бакунин

Марксисты, стоя на точке зрения диктатуры пролетариата, ставили своей главной задачей завоевание государственной власти, а бакунисты стремились к полному разрушению централизованного государства, противопоставляя ему федерацию вольных коммун.

Ознакомившись с учением марксистов и бакунистов и с их практической деятельностью П.А. примыкает к бакунинистскому крылу Интернационала.

Парижская Коммуна. Окончательному переходу П.А-ча в ряды революционеров способствовали отчасти и трагические события Парижской Коммуны. Будучи в Швейцарии, П.А. знакомится с коммунарами, которым удалось избежать преследований буржуазного правительства. Рассказы рабочих – коммунаров, в особенности, Бенуа Малона, игравшего видную роль в Коммуне, произвели сильное впечатление на П.А. и самоотверженный пример геройской борьбы парижских рабочих зажег в душе П.А-ча яркое пламя революционности. Отныне он решает посвятить всю свою жизнь на борьбу за освобождение трудящихся.

Четвертый конгресс Интернационала в 1869 г. в Базеле
Четвертый конгресс Интернационала в 1869 г. в Базеле

В отделе “Интернационал” и Парижская Коммуна, представленном, пока, сравнительно бедно, наиболее заслуживают внимания: гравюра – Четвертый конгресс Интернационала в 1869 г. в Базеле (Среди участников этого конгресса мы видим внушительную фигуру Бакунина), фото-портрет Бакунина работы известного парижского фотографа Надара, участника Парижской Комуны. Тут же портрет М.П. Сажина, тоже участника Парижской Коммуны, сотрудника Бакунина, редкая фотография “Провозглашение коммуны”, портреты парижских коммунаров Бенуа Малона, Элизе Реклю, Луизы Мишель, Евгения Варлена, копия одного из манифестов Парижской Коммуны. Здесь же помещено одно из позднейших писем П.А. Кропоткина, их которого ясно видно, какое значение придавал П.А. Парижской Коммуне.

Николай Васильевич Чайковский
Николай Васильевич Чайковский
Марк Андреевич Натансон
Марк Андреевич Натансон

Участие в кружке “чайковцев”. – Хождение в народ. – Пропаганда среди петербургских рабочих. – Арест. – Петропавловская крепость. – Побег.

Вернувшись летом 1872 г. в Россию, П.А. тотчас же входит в сношения с революционными организациями и примыкает к так называемому кружку “чайковцев”. Этот кружок был основан в 1869 г. Н.В. Чайковским и М.А. Натансоном (см. фотографию Натансона с автогрфом Н.В. Чайковского).

Экспозиции Музея П.А.Кропоткина посвященные Кружку Чайковцев, Хжддению в народ и Петропавловской крепости
Экспозиции Музея П.А.Кропоткина посвященные Кружку Чайковцев, Хождению в народ и Петропавловской крепости

Наиболее видными и выдающимися членами кружка были Софья Львовна Перовская, С. Кравчинский (Стапняк), Клеменц, Синегуб, Рогачев, сестры Корниловы, Сердюков, Ободовская, Чарушин, Шишко (см. их фотографии).

Интересен портрет С.М. Кравчинского (масло), работа английского художника Феликса Мошелеса.[1]

Кружок этот вел пропаганду среди учащейся молодежи, распространяя запрещенные книги.

Вступив в кружок чайковцев, П.А. принимает участие в выработке программы деятельности кружка и в пояснительной записке к программе под заглавием “Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего общества” (1873 г.) развивает свои идеи по вопросу организации и пропаганды.

П.А.Кропоткин в 1873 году
П.А.Кропоткин в 1873 году

Он один из первых русских революционеров семидесятников говорит о необходимости пропаганды среди городских рабочих, кадры которых в то время только что начинали формироваться. Сам П.А., под фамилией Бородина осенью 1872 г. начинает вести пропаганду среди петербургских ткачей. В рабочих кружках П.А. говорил об Интернационале, о Парижской Коммуне и о необходимости революции.

В начале 1873 г. П.А. приезжает в Москву и здесь организует Московский кружок чайковцев, в который вошли М.Ф. Фроленко, В.А. Батюшкова, Н.А. Армфельд, Н.А. Морозов, Т.И. Лебедева и др. (см. фотографии).

В 1871 г. П.А. намеревался под видом “богомаза”, т.е. иконописца идти с целью пропаганды по деревням. В это время многие революционеры устраивали в деревнях кузницы, столярные и сапожные мастерские, где занимались пропагандой.

П.А.Кропоткин в каземате Петропавловской крепости (рисунок карандашом П.А.Кропоткина)
П.А.Кропоткин в каземате Петропавловской крепости (рисунок карандашом П.А.Кропоткина)

Осенью 1873 г. в Петербурге начались аресты. Одной из первых была арестована С.Л. Перовская, а затем последовали аресты других членов кружка. В марте 1874 г. был арестован и П.А. По распоряжению Александра Второго П.А. был заключен в камеру Трубецкого бастиона), П.А. отказался от дачи всяких показаний на допросах. Тогда царь послал к своему бывшему пажу в тюрьму своего брата, великого князя Николая Николаевича, чтобы разузнать от Кропоткина о революционном движении. П.А. отказался наотрез разговаривать с князем. Тогда царь приказал усилить строгость тюремного режима по отношению к П.А-чу.

Но эти строгости не могли сломить стойкости П.А. Чтобы сохранить свои физические силы он ежедневно делает гимнастику с тяжелой табуреткой (см. собственноручный рисунок П.А.).

По ходатайству Географического Общества и Академии Наук Александр II разрешает выдать узнику бумагу и чернила для того, чтобы он мог продолжать свою работу о ледниковом периоде (см. два собственноручных рисунка П.А-ча, где он изображает самого себя за работой в тюремной одиночке).

Исследования о ледниковом периоде П.А.Кропоткина, 1876 год
Исследования о ледниковом периоде П.А.Кропоткина, 1876 год

В крепости П.А. закончил первый том своего труда “Исследование о ледниковом периоде” и начал писать второй том. Но после его побега рукописи остались в руках полиции и второй том так и не увидел света. Рукописи второго тома и черновые наброски, написанные П.А. в крепости только в 1906 г. были переданы департаментом полиции Совету Географического Общества, который и уложил их в большой цинковый ящик и переслал их П.А-чу в Лондон (Этот ящик и рукописи размещены в витрине).

Просидев в крепости два года, П.А. заболел. Суровый крепостной режим разрушил здоровье узника.

У П.А-ча развилась цинга, а от сырости он нажил ревматизм. Опасаясь за его жизнь родные П.А. начали усиленные хлопоты перед царем об облегчении участи заключенного.

Но царь был непреклонен. “Пусть посидит” отвечал он на все просьбы родственников.

И только тогда, когда врачи нашли состояние здоровья П.А. угрожающим для его жизни, Александр II разрешил перевезти П.А-ча в более светлую камеру “Дома Предварительного Заключения”, а оттуда П.А. был переведен в Николаевский Военный госпиталь.

Рисунок карандашом П.А.Кропоткина, на котором он изображает себя за решетчатым окном в госпитальной тюрьме весной 1876 года
Рисунок карандашом П.А.Кропоткина, на котором он изображает себя за решетчатым окном в госпитальной тюрьме весной 1876 года

Здесь здоровьче П.А-ча быстро поправилось и он смог выходить на прогулку. Прогуливаясь по госпитальному дворику с наглухо запертыми воротами в сопровождении двух часовых П.А. задумывает бежать.

Набросок побега (рисунок карандашом П.А.Кропоткина)
Набросок побега (рисунок карандашом П.А.Кропоткина)

Он хочет воспользоваться моментом, когда ворота госпитального двора открываются для ввоза дров. О своем плане побега П.А. сообщает своим друзьям и передает им план побега в механизме карманных часов, (см. в витрине серебрянные часы, в которых был передан план побега).

Орест Эдуардович Веймар
Орест Эдуардович Веймар

Друзья энергично принимаются за подготовку побега. Побег благополучно совершается 30 июня 1876 г. (см. плакат “Побег” с фотографиями дворика и большого госпитального двора и портреты Веймара, Левашова и Софьи Лешери, принимавших наиболее близкое участие в организации побега).

Побег (набросок карандашом П.А.Кропоткина)
Побег (набросок карандашом П.А.Кропоткина)

Когда царю доложили о побеге П.А-ча, он отдал приказание “разыскать во что бы то ни стало”. Вся полиция и сотни шпионов были поставлены на ноги. Но П.А-чу удалось благополучно пробраться в Финляндию, а затем в Швецию и Норвегию, откуда он уехал в Англию.

С этого момента в жизни П.А-ча начинается новый период – жизнь в изгнании, работа в Интернационале, и участие в европейском рабочем и революционном движении. Этому периоду и посвящена третья комната Музея.

Между окнами во второй комнате находится гипсовый бюст П.А-ча работы академика Гинзбурга, сделанный по заказу Географического Музея в Ленинграде.

⇐ПЕРВАЯ КОМНАТА          ПЛАН МУЗЕЯ          ТРЕТЬЯ КОМНАТА ⇒

[1] Дар вдовы Кравчинского Ф.М. Кравчинской