Седьмая комната

П.А. Кропоткин и его влияние на мировое революционное движение.

Седьмая комната Музея выясняет роль и значение П.А. в мировом революционном движении. Влияние П.А. Кропоткина на международное революционное движение весьма значительно. Долгие годы он неустанно будил сознание рабочих, указывал трудящимся массам идеал свободного общества и звал их на борьбу за лучший, более справедливый строй жизни. Можно без преувеличения сказать, что все современного анархическое и отчасти синдикалисткое (_так в книге_) рабочее движение во всех странах складывалось и развивалось в значительной мере под влиянием идей Кропоткина.

В настоящий момент Кропоткинский Комитет не имеет материальной возможности и на располагает еще достаточными материалами, чтобы надлежащим образом выявить влияние П.А-ча на развитие мирового революционного движения. Поэтому Комитет ограничивается пока выставкой тех материалов, какие имелись в его распоряжении, надеясь постепенно пополнить и расширить этот отдел Музея.

На одиннадцати щитах – плакатах и в витринах выставлены образцы анархических изданий “кропоткинского” течения. В витринах размещены также литература на различных языках, книги и брошюры о Кропоткине, отзывы о его произведениях, оценки его роли и т. д.

Экспозиционный материал распределен по отдельным странам. Сначала идет Франция и Швейцария, где П.А. начал свою революционную деятельность в 1876 г.

Здесь он начал издавать свою газету Le Revolte и тем способствовал развитию анархического движения в этих странах. После заключения П.А-ча в тюрьму Клерво ученик и близкий друг рабочий Жан Грав начал издавать газету La Revolte (Бунт), а в последствии Les Temps Nouveaux (Новые Времена).

Насколько велико было влияние Кропоткина во Франции, можно судить хотя бы по тому факту, что в 1921 г. его “Записки Революционера” вышли девятнадцатым, изданием, а “Хлеб и Воля” – двадцатым.

Французский рабочий синдикалист Жорж Дюмулен говорит: “Книги Кропоткина были для нас, рабочих, духовной пищей. Мы, синдикалисты, не примыкающие ни к одной политической партии, черпали в произведениях Кропоткина идеи свободы и равенства.” Другой известный деятель синдикалистского движения, рабочий Жорж Ивто, пишет: “Кропоткин был духовным отцом всех нас, сторонников свободного коммунизма”.

Широкой популярностью идеи П.А. Кропоткина пользуются также в Испании, Португалии и Италии. В этих странах почва для восприятия Кропоткинских идей была подготовлена еще Бакуниным и его учениками в эпоху первого Интернационала.

В Испании имя и идеи П.А-ча известны не только передовым рабочим, но и крестьянам. Известный датский писатель Андерсен Нексе в своей книге “По Андалузии” рассказывает, как он во время своего путешествия по Испании встретил близ Севильи двух стариков крестьян. Разговорившись с Нексе, крестьяне спросили его не знает ли он Кропоткина? Удивленный Нексе в свою очередь задал им вопрос, откуда они знают о Кропоткине. В ответ на это крестьяне сказали, что им известно учение Кропоткина, и в подтверждение своих слов один из крестьян вытащил из кармана засаленную испанскую газету с портретом Кропоткина.

Многие испанские ученики и последователи П.А-ча запечатлели приверженность к идеям своего учителя годами ссылки и тюрьмы и даже смертью. Одним из таких мучеников в Испании был известный ученик и друг П.А-ча Франциско Феррер (см. его портрет), растрелянный в 1909 г. испанским правительством по проискам католического духовенства. Франциско Феррер был в Испании пионером свободного трудового воспитания, переводил и издавал на испанский язык произведения П.А. Кропоткина, Элизе Реклю и других мыслителей анархистов.

В Италии пропагандой и распространением идей Кропоткина среди рабочих занимались также ряд выдающихся революционеров, во главе которых следует поставить близкого друга П.А-ча, Энрико Малатеста (см. портрет) и Луиджи Бертони, издателя анархической газеты “Le Reveil” – “Пробуждение”.

В Англии влияние идей Кропоткина менее заметно в рабочем движении, чем в романских странах. Это можно объяснить своеобразием условий английской жизни и тем обстоятельством, что английские рабочие всегда жили в лучших условиях, чем европейские и были менее склонны к революционным идеям.

Но, несмотря на это, и в Англии П.А. оставил глубокий след и оказал влияние на многих социалистов и рабочих. Как пример можно привести хотя бы известного поэта Вильяма Морриса, который под влиянием Кропоткина стал анархистом-коммунистом и в своем романе-утопии “Вести ни откуда” излагает в беллетристической форме Кропоткинские идеи о будущем строе.

В Германии, где вплоть до революции 1918 г. в рабочем движении господствовали идеи социал-демократов и передовые рабочие считали себя марксистами, идеи П.А-ча получили распространение лишь после 1905 г. Главнейшие произведения П.А-ча были переведены по немецки талантливым последователем Кропоткина в Германии Густавом Ландауэром (погибшим во время революции 1918 г. в Баварии), и эти книги вошли почти во все рабочие профессиональные библиотеки.

Известный швейцарский социал-демократ Фриц Брупбахер в своей статье о Кропоткине пишет: “Кропоткин был поэтом немецких рабочих: в теории и повседневной жизни они были социал-демократы, марксисты, но когда они начинали мечтать о будущем, они обращались к книгам Кропоткина, потому что Кропоткин говорил не о повышении заработной платы, не о выборах в парламент, а о ниспровержении буржуазного строя, о том, что ниспровержение можно произвести только посредством силы и что о будущем, о творчестве новой жизни не только можно, но и должно думать уже в настоящее время… Не только для рабочих Германии, но еще в большей степени для рабочих романских стран, Кропоткин являлся носителем факела революции, который он перенял от Бакунинского крыла Первого Интернационала.

Для революционеров Западной Европы Кропоткин дал еще нечто, что в настоящее время, может быть, еще не достаточно оценено – он передал им дух русских революционеров, тот дух, который одушевлял Софью Перовскую, Веру Фигнер и других – дух истинного социализма, который в понимании Кропоткина есть дело не только пролетариев, но и всех людей, стремящихся к совершенству”.

Идеи Кропоткина получили довольно широкое распространение и в странах Балканского полуострова, преимущественно в Болгарии. Главнейшие произведения П.А-ча переведены также на чешский, румынский и польский языки.

В Голландии энергичными пропагандистами идей Кропоткина были известный голландский анархист Домела Ньювенгуис и Христиан Корнелиссен. В Голландии в настоящее время существует целый ряд анархических организаций.

Из скандинавских стран идеи Кропоткина более всего распространены в Швеции.

Влияние Кропоткина из стран Западной Европы перешло и по ту сторону Атлантики в страны Америки, главным образом, в южно-американские республики. В Аргентине, Бразилии, и в Мексике идеи Кропоткина, и вообще анархического коммунизма, оказали сильное влияние на рабочее синдикалистское движение (см. плакаты Бразилия, Аргентина, Мексика).

Имя Петра Кропоткина известно также и в Соединенных Штатах Северной Америки и в Канаде. Анархическое движение в Соединенных Штатах под влиянием произведений П.А-ча и пропаганды Иоганна Иоста приняло широкие размеры еще в 80-х г. Прошлого столетия и рабочее движение выливалось в целый ряд стачек.

В 1886 г. анархисты играли видную роль в организации всеобщей стачки с целью непосредственного завоевания восьмичасового рабочего дня и установления праздника труда 1 мая. Это движение было жестоко подавлено правительством и видные американские анархисты в Чикаго были арестованы и затем казнены (см. портреты Чикагских мучеников).

Идеи П.А. Кропоткина оказали известное влияние и на американскую рабочую организацию “Промышленные рабочие мира” (IWW) (см. образец газеты).

Последователи идеи анархизма в “свободной” Америке преследуются, пожалуй, еще больше, чем в других странах. Красноречивым примером может служить всколыхнувшее весь революционный мир дело двух итальянских анархистов Сакко и Ванцетти, которые были казнены за свою анархическую пропаганду американским правительством 23 августа 1927 г. на электрическом стуле (см. их портреты).

Идеи Кропоткина пользуются широкой известностью и популярностью также и среди американских негров. Известный негритянский деятель Букер Вашингтон положил даже идеи Кропоткина о воспитании в программу своей знаменитой негритянской школы в Тьюскеджи (штат Алабама).

Но едва ли не больше всего идеи Кропоткина получили распространение в странах Востока, в особенности в Китае и в Японии.

В одном небольшом стихотворении, присланном из Японии в Музей говорится:

“Великие идеи, проповедуемые Кропоткиным

Проникли и в далекую Японию – страну Восходящего Солнца

Имя Кропоткина они покрыли неувядаемой славой

Как борца за свободу и счастье народов”.

В Японии некоторое время анархисты и синдикалисты назывались даже просто “кропоткинцами”. Выдающимся последователем в Японии был доктор и писатель Денджиро Котоку. Котоку вначале был марксистом и он первый перевел на японский язык в 1904 г. “Коммунистический манифест” Маркса.

За это Котоку был осужден на 6 месяцев в тюрьму. По выходе из тюрьмы Котоку сделался последователем Кропоткина и занялся переводом его произведений на японский язык вместе с другим выдающимся японским последователем Кропоткина журналистом Осуги Сакае.

Котоку начал вести пропаганду анархической идеи среди японских рабочих и беднейших крестьян. Котоку и Сакае стали также издавать анархические газеты.

В 1910 г. Котоку, его жена Суги Канно и 25 человек их товарищей, главным образом, рабочих и крестьян были арестованы, и обвинены в заговоре против микадо.

В январе 1911 г. Котоку, его жена и еще 10 их товарищей были повешены в тюрьме, а остальные 13 человек сосланы на каторгу.

В Китае учение Кропоткина стало распространяться в период 1903-1905 гг. группой студентов, учившихся в Париже и в Новом Университете в Брюсселе. В 1905 г. в Париже начала выходить первая китайская анархическая газета “Новые Времена”, которая нелегальным образом пересылалась в Китай. Анархисты играли видную роль в китайской революции.

После 1905 г. в Китае возникла первая крупная анархо-синдикалистская организация, во главе которой стал виднейший последователь Кропоткина в Китае и переводчик его произведений на китайском языке писатель Ли-ши-фу.

В 1913 г. Ли-ши-фу был арестован и заключен в тюрьму; ему были отрублены все десять пальцев на обеих руках, дабы лишить его возможности писать…

По выходе из тюрьмы беспалый Ли-ши-фу с удесятеренной энергией снова начал вести анархическую пропаганду среди китайских рабочих. Правительство Юан-ши-кая снова арестовало его в 1915 г. и он был приговорен к смертной казни, его четвертовали на берегу озера Сиху.

После 1916 г. анархическое движение в Китае становится массовым движением и захватывает не только интеллигенцию и учащуюся молодежь, но и передовых рабочих и крестьян.

Идеи Кропоткина проникли также и в Индию и Индонезию, но к сожалению Музей не располагает документами относительно этих стран.

Последняя стена седьмой комнаты посвящена влиянию П.А-ча на революционное движение в России.

Отдел этот в настоящее время еще не разработан.

До 1905 г. идеи Кропоткина почти не проникали в Россию, по крайней мере, в широкие массы. Цензура не позволяла даже упоминать фамилию Кропоткина.

В 1906 г. издательство “Знание”, во главе которого стоял М. Горький, предприняло было издание произведений П.А-ча на русском языке. Но правительство немедленно же конфисковало все выходившие книги и даже “Взаимную Помощь”.

Таким образом, произведения П.А-ча были запрещены вплоть до революции 1917 г. И широким массам русского общества совершенно не было знакомо имя Кропоткина. Только великая русская революция 17 г., открывшая границы России самому Петру Алексеевичу, дала вместе с тем возможность свободно печатать и распространять его произведения.

Этой комнатой и заканчивается Кропоткинский Музей. Последняя, восьмая комната, занята библиотекой, где собраны произведения П.А-ча на разных языках, литература о нем, а также произведения по истории революционного движения.

⇐ШЕСТАЯ КОМНАТА    ПЛАН МУЗЕЯ    ВОСЬМАЯ КОМНАТА (БИБЛИОТЕКА)⇒