Четвертая комната

Возвращение в Россию. – Жизнь в Москве и в Дмитрове. – Итоги жизни.

Четвертая комната Музея посвящена последним годам жизни П.А-ча после его возвращения в Россию.

П.А.Кропоткин проездом в Хапаранде, Швеция, 1917 год
П.А.Кропоткин проездом в Хапаранде, Швеция, 1917 год

Как только в России вспыхнула революция П.А. немедленно стал собираться на родину. Рабочие города Брайтона, где жил П.А. последние годы, поднесли ему прощальный адрес. Во время проезда через Норвегию и Швецию П.А-чу всюду устраивали торжественные встречи, чествуя его как “старейшего” из участников русского освободительного движения.

12 июня 1917 г. Он приехал в Петербург, где и думал первоначально поселиться. Все газеты и журналы встретили приезд П.А-ча восторженными статьями (см. витрину с журналами и газетами).

дополнительные публикации:

Воспоминания племянницы П.А.Кропоткина о его приезде в Россию

Сто лет назад в Россию вернулся князь П.А.Кропоткин

П.А.Кропоткин и П.Н.Милюков, 1917 год
П.А.Кропоткин и П.Н.Милюков, 1917 год

Временное Правительство предложило П.А-чу войти в состав правительства, но П.А., верный своему анархическому мировоззрению, отказался занять какой-либо официальный пост. Точно так же он отказался и от предложенной Временным Правительством ежегодной пенсии в десять тысяч рублей.

Живя в Москве и часто прихварывая, то от простуды, то от плохого питания, П.А. все время живо интересовался развитием русской революции. Как историк, хорошо изучивший историю великой французской революции, от предвидел наступление октября и говорил, что революция, раз она началась, должна дойти до своего логического завершения. Это завершение он видел в идеях коммунизма и федерализма.

В Октябрьской революции П.А. видел попытку осуществления своих идей.

Продовольственный и топливный кризис и другие неблагоприятные условия московской жизни того времени заставили П.А-ча летом 1918 г. переехать в Дмитров (в 65 километрах от Москвы).

Уезжая в Дмитров П.А. обрекал себя на почти полную оторванность от мира. Дмитровское уединения делила с ним Софья Григорьевна, да изредка навещали П.А-ча друзья и посетители (см. витрину жизни в Дмитрове).

С.Г.Кропоткина и П.А.Кропоткина перед домом в Дмитрове
С.Г.Кропоткина и П.А.Кропоткина перед домом в Дмитрове

За все три года П.А. приезжал в Москву всего лишь три-четыре раза. В один из таких приездов, осенью 1918 г. П.А. имел с В.И. Лениным свидание (по инициативе В.И. Ленина, см. письмо управ. делами Совнаркома В.Д. Бонч-Бруевича).

Живя в глухом Дмитрове и часто прихварывая П.А., тем не менее, не остается в стороне от местной общественной жизни. Он знакомится с народными учителями Дмитровского уезда, выступает с докладом на учительском съезде, участвует на съезде кооператоров. Отчасти по инициативе П.А. в Дмитрове был организован местный краевой музей (см. фотографии).

П.А.Кропоткин с группой сотрудников Дмитровского краеведческого музея
П.А.Кропоткин с группой сотрудников Дмитровского краеведческого музея

Летом 1920 г. П.А. посетила в Дмитрове английская рабочая делегация. П.А. послал с делегатами большое письмо адресованное им “западно-европейским рабочим”.

В этом письме П.А. писал, что “трудящиеся европейских стран и их друзья из других классов должны прежде всего заставить свои правительства отказаться от мысли о вооруженном вмешательстве в дела России как открытом, так и замаскированном, в форме ли вооруженной помощи или в виде субсидии разным державам, а затем и возобновить сношения с Россией”.

Дом в Дмитрове, где в последние годы жил П.А.Кропоткин
Дом в Дмитрове, где в последние годы жил П.А.Кропоткин

В Дмитрове П.А. начал писать книгу об “Этике”, план – который созрел в его голове уже давно.

К сожалению он успел написать только первую часть намеченного сочинения – исторический обзор различный учений о нравственности. Вторая же половина работы в которой П.А. намеревался изложить основы анархической морали, осталась ненаписанной. П.А. успел лишь сделать для нее ряд черновых заметок.

П.А. Кропоткин. Портрет работы академика Л.Б.Пастернака (1918 г.)
П.А. Кропоткин. Портрет работы академика Л.Б.Пастернака (1918 г.)

Из портретов П.А-ча в этой зале имеется портрет 1918 г. работы академика Л.Б. Пастернака (масло), литография худ. Фалилеева, гравюра Максимилиана Люса и др.

После витрины “Жизнь в Дмитрове” идет ряд витрин, в которых выставлены труды П.А. на различных языках.

Духовное наследство П.А. Кропоткина, оставленное им человечеству, огромно (см. библиографию – 582 названия, – далеко еще не полную).

П.А. был удивительно разносторонней личностью. Он любил и понимал музыку и сам хорошо играл на рояле, а в выставленные в витрине множество альбомов с рисунками, зарисованными во время путешествий, говорят нам о художественных способностях П.А-ча. Он глубоко понимал искусство и придавал ему большое социальное значение.

Не входя здесь в подробную оценку литературного наследия П.А-ча мы лишь кратко остановимся на главнейших его произведениях. Речи Бунтовщика (Les paroles d’un Revolte) таково заглавие первой появившейся в печати большой книги П.А-ча. (Не считая его научных трудов, изданных Русским Географическим Обществом в период 1868 – 1876 гг.).

Эта книга была напечатана в 1885 г. во Франции, в то время, когда П.А. был в тюрьме в Клерво. Его близкий друг, знаменитый географ и анархист Элизе Реклю, собрал ряд статей П.А-ча из газеты Le Revolte и издал их отдельной книжкой под указанным названием.

В этой книге П.А. подверг жестокой критике буржуазно капиталистический строй и показал все язвы современного общества. Ярким языком, полным огня и революционного энтузиазма. П.А. рисует распадение буржуазного строя, доказывает несостоятельность парламентаризма и призывает трудящихся, в особенности молодежь стать борцами за социальную революцию, приход которой неизбежен и не далек.

Уже в этой книге, написанной почти полвека тому назад, П.А. говорит, что грядущая социальная революция может победить только тогда, когда для завоевания свободы объединятся в тесный союз рабочие и крестьяне и трудовая интеллигенция.

П.А.Кропоткин в Москве, на пути в Государственное совещание, август 1917
П.А.Кропоткин в Москве, на пути в Государственное совещание, август 1917

Завоевание Хлеба” или как обычно переводится по русски “Хлеб и Воля“, таково название второй книги П.А-ча, изданной им в 1892 г. Эта книга является как бы продолжением “Речей Бунтовщика“. Подвергнув критике буржуазно-капиталистическое общество и доказав необходимость социальной революции ради блага всех людей, П.А. в книге “Хлеб и Воля” излагает свой взгляд на то, как могла бы и должна бы совершится социальная революция на началах анархического коммунизма.

Вопросы, затронутые П.А-чем в книге “Хлеб и Воля” заставили его ближе и практически познакомиться с хозяйственной жизнью капиталистических стран и это изучение реальной экономической действительности поставило перед ним новый вопрос: – какие формы должно принять производство, чтобы наиболее безболезненно перейти от личного и акционерно-паевого производства ради прибыли к производству и товарообмену, организованного самими производителями для наилучшего удовлетворения всех нужд населения.

Ответ на этот вопрос П.А. и пробует дать в третьей своей книге “Поля Фабрики и Мастерские” или “Промышленность соединенная с земледелием и умственный труд с ручным”.

Основная идея этой книги та, что в интересах общества каждый народ должен в одинаковой мере развивать и промышленность и земледелие и должен стать индустриально-земледельческим, и в то же время по возможности теснее объединять фабричную промышленность с земледелием и труд физический с умственным.

Разделение народов на народы земледельческие и промышленные, по мнению П,А., является одной из причин социального неравенства, в существующее разделение промышленности и земледелия препятствует приходу социалистического строя. При социализме, говорит П.А. должно также исчезнуть притупляющее деление людей на лиц физического труда и лиц умственного труда, ибо такое деление ведет к социальному неравенству и не дает отдельному человеку развить в себе все способности.

Названные три книги доставили П.А-чу мировую известность и поставили его в ряды вождей мирового пролетариата. Все эти три книги переведены почти на все европейские языки и имеют широкое распространение среди рабочих.

Огромной популярностью пользуется также книга П.А. “Записки Революционера“, а также “В Русских и Французских тюрьмах” и “Идеалы и действительность в русской литературе“. Эта последняя книга, являющаяся кратким очерком по истории русской литературы, представляет собой курс лекций, прочитанных П.А-чем в 1901 в Институте Лоуэля в Бостоне в С.-А. Соед. Штатах.

Будучи разносторонним ученым П.А. стремился обосновать научным образом анархическое мировоззрение и подвести под него биологический и социологический фундамент. Эту задачу он пытался решить в книге “Взаимная помощь как фактор революции“. _(так в книге!)_

Журнал НИВА №28 от 1921 года, фото П.А.Кропоткина и статья о нем
Журнал НИВА №28 от 1921 года, фото П.А.Кропоткина и статья о нем

Еще будучи в тюрьме Клерво П.А., изучая Дарвина и вопросы биологии, пришел к мысли, что не все факты в мире животных, и в особенности в человеческом обществе можно объяснить дарвиновским законом “борьбы за существование”. И уже тогда, отчасти под влиянием идей русского зоолога Кесслера, П.А. пришел к признанию другого био-социологического закона – эволюции и прогресса закона взаимопомощи.

Выйдя из тюрьмы и поселившись в Англии, П.А. много работал над обоснованием и выяснением этого закона и написал по этому вопросу ряд статей. В 1902 г. он напечатал по английски по этому вопросу отдельную книгу под вышеприведенным заглавием. Вскоре эта книга была переведена на все главнейшие европейские языки.

Главная идея этой книги та, что “никакая общественная жизнь (как в мире животном, так и в мире человеческом) невозможна без “взаимной помощи”.

“Общественная жизнь, говорит П.А., зиждется на сознании хотя бы инстинктивном, человеческой солидарности, на тесной зависимости счастья каждой человеческой личности от счастья всех и на чувстве справедливости”.

Музей П.А.Кропоткина. Последняя стена четвертой комнаты
Музей П.А.Кропоткина. Последняя стена четвертой комнаты, 1928

Признавая существование закона взаимопомощи, П.А. не отрицал закона борьбы за существование, а лишь дополнял его и указывал, что в мире людей борьба за существование должна быть направлена, главным образом на завоевание природы, а не соперничестве одних людей с другими.

На законе взаимной помощи П.А, строил и будущее безвластное коммунистическое общество. Он верил, что в новом обществе свободных и равных людей взаимная помощь и солидарность будут единственной основной социального порядка и каждый будет добровольно и без принуждения содействовать благу соседа.

Одним из последних крупных трудов П.А-ча является “История Великой Французской Революции“.

В первой французской революции П.А. видел прежде всего великое народное движение. Он первый из историков подробно остановился на роли крестьянского движения в деревнях, главная цель которого было уничтожение пережитков феодального крепостного права и обратный захват крестьянами земель, отнятых ранее феодалами у сельских общин. Затем он выяснил значение парижских секций, в которых главную роль играли парижские рабочие.

В обширной литературе по истории этой революции книга П.А-ча занимает видное место. Авторитетнейший из современных знатоков этой революции профессор Оляр называет книгу П.А-ча “весьма серьезным, весьма интересным трудом, написанном с замечательным беспристрастием”. В.И. Ленин высоко ценил эту книгу П.А. и высказал пожелание, чтобы она была напечатана в сотнях тысяч экземпляров и была бы во всякой рабочей и крестьянской библиотеке.

После того, как П.А. закончил свой труд по истории французской революции, он решил подвести итог своим философским анархическим взглядам, высказанным им в многочисленных брошюрах, главным образом в “Современной науке и анархии”, в докладах “Анархия, ее философия и идеал”. “Место анархии в социалистическом движении”, “Коммунизм и анархизм”. “Государство и его роль в истории” и т. д.

Все идеи, высказанные им в этих брошюрах он объединил в книге “Современная Наука и Анархия“.

В этом труде П.А. развивает ту мысль, что “анархия – есть миросозерцание, основанное на механическом понимании явлений, охватывающее всю природу, включая сюда и жизнь человеческих обществ. Ее метод исследования – метод естественных наук: ее тенденция – основать синтетическую философию, т.е. философию, которая охватывала бы все явления природы, – включая сюда и жизнь человеческих обществ и их экономические, политические и нравственные вопросы”.

Затем, разбирая вопрос о происхождении государства, его роль в истории, П.А. доказывает, что государство было выработано веками с тем, чтобы “утвердить господство привилегированных классов над крестьянами и рабочими и, что государство есть орудие угнетения, порабощения, рабской, подчиненности и оно не может стать орудием освобождения трудящихся”.

История учит нас, говорит Кропоткин, что “каждый раз, когда в недрах нации зарождалась какая нибудь новая хозяйственная форма общежития (напр., замена рабства крепостным правом, или крепостного права-наемным трудом), всегда в таких случаях приходилось вырабатывать новую форму политического общежития”.

Вольный человек также сумеет найти новые формы жизни, говорит П.А., и взамен рабской иерархии чиновников создаст вольные союзы.

Общность интересов и коллективный труда породят тысячи добровольных союзов, в которых люди будут объединены не внешним принуждением и дисциплиною, но чувством товарищества и солидарности.

Это будет свободное общество свободных и равных людей – безначальный коммунизм.

Научное наследство, оставленное миру Кропоткиным и запечатленное в его главнейших произведениях – огромно.

В области науки, в ряде научных дисциплин – геологии, биологии, истории, социологии и этике, П.А. сказал свое слово и оставил заметный след.

Так, в области географии он совершил несколько открытий в Восточной Сибири и в увековечение его исследований географами названы именем Кропоткина открытые им горный хребет на Патомском нагорье и один потухший вулкан.

В области геологии Кропоткин является одним из главных творцов теории о ледниковом периоде, кроме того он создал теорию строения сибирских гор.

В области биологии Кропоткин является одним из творцов теории взаимной помощи, как фактора эволюции.

В области социологии П.А. первый из социологов останавливается на роли и творчестве народных масс в истории.

Пророк новой общественности, Кропоткин принес трудящимся массам светлую мечту о безвластном обществе, в котором свободные люди будут свободно трудится на вольной земле.

Огромной заслугой Кропоткина в области социализма является еще то, что он один из первых социалистов неустанно указывал, что социализм неразрывно связан с этикой. И не случайно в конце дней своей жизни берется за писание книги об этике.[1] Апостол социальности и солидарности, Кропоткин глубоко этичен и он требовал как от себя, так и от других революционеров – бескорыстного и героического служения революционной идее.

“Мы все, говорит он, должны жить для великого дела торжества свободы и справедливости, но для этого необходимы мужественные и нравственные личности”.

После П.А-ча остались еще сотни статей и заметок, разбросанных в различных революционных и анархических газетах и журналах, издававшихся в Испании, Италии, Швейцарии, Франции, Англии и в Северной и Южной Америке. Имеется также ряд брошюр, написанных П.А. на французском и на английском языках и не переведенных до сих пор на русский язык.

В этих статьях и брошюрах очень часто встречаются глубокие и оригинальные мысли. Только тогда, когда все будет собрано и приведено в систематический порядок, мы сможем понять все значение П.А. Кропоткина как мыслителя, революционера и ученого.

⇐ТРЕТЬЯ КОМНАТА          ПЛАН МУЗЕЯ          ПЯТАЯ КОМНАТА ⇒

[1] I том “Этики” П.А. Кропоткина вышел по русски в 1923 г. и был вскоре переведен на английский, немецкий, французский и испанский языки, а также на эсперанто.