Первая комната

Предки и социальная среда

Детство и юношеские годы. – Жизнь в Сибири.

Первая комната Музея – комната в которой родился Петр Алексеевич Кропоткин (9 декабря 1842 г.), – знакомит нас с предками Кропоткина и с социальной средой, в которой родился и вырос П.А. и под влиянием которой складывался характер и личность будущего революционера-бунтаря.

Музей П.А.Кропоткина. Первая комната.
Музей П.А.Кропоткина. Первая комната.

На первой стене помещен рисунок, изображающий родословное дерево князей Кропоткиных, из которого видно, что род князей Кропоткиных происходит от первого русского князя Рюрика и его правнука Владимира Святого. Находящийся рядом с родословным деревом, пергамент, выданный Сенатом деду П.А-ча, подтверждает, что у правнука Владимира Святого, Владимира Мономаха был сын Мстислав Храбрый, потомки которого были великими князьями Смоленскими. С уничтожением великого княжества Смоленского князья Смоленские и стали именоваться Кропоткиными по прозвищу последнего князя Смоленского Дмитрия Васильевича (ум. 1470 г.), получившего за свою хозяйственную кропотливость прозвище “Кропотка”.

Петр Николаевич Кропоткин, дед П.А.Кропоткина
Петр Николаевич Кропоткин, дед П.А.Кропоткина
Прасковья Алексеевна Кропоткина, урожденная Гагарина, бабка П.А.Кропоткина
Прасковья Алексеевна Кропоткина, урожденная Гагарина, бабка П.А.Кропоткина

Из предков П.А-ча в Музее представлены 1) дед П.А-ча Петр Николаевич Кропоткин (масло, работа крепостного художника), 2) бабка П.А. урожденная княжна Гагарина (масло, работа крепостного художника) и несколько портретов разных периодов отца П.А-ча и матери его Екатерины Николаевны, урожденной Сулима.

Николай Семенович Сулима, дед П.А.Кропоткина со стороны матери
Николай Семенович Сулима, дед П.А.Кропоткина со стороны матери

С материнской стороны П.А. Кропоткин был украинец. Отец его матери, генерал Николай Семенович Сулима (см. превосходный портрет (масло) работы известного английского художника Георга Дау)[1] – был потомком запорожских казаков, один их которых Иван Сулима, гетман запорожский, боролся в 1635 г. за независимость Украйны, был схвачен в битве с поляками в плен и четвертован в Варшаве (см. родословную Сулимы).

Таким образом в лице П.А-ча Кропоткина соединились две главные ветви славянского племени.[2]

Алексей Петрович Кропоткин, отец П.А.Кропоткина
Алексей Петрович Кропоткин, отец П.А.Кропоткина

Отец П.А-ча был типичным военным “николаевской эпохи”. Дослужившись до чина генерал-майора, он вышел в отставку (см. портрет миниатюру). Выйдя в отставку, отец П.А-ча зажил обычной жизнью дворянина помещика своего времени, играл в карты, устраивал званые обады и балы, по временам наезжая в свои поместья, где управляли всем хозяйством “бурмистры” и старосты.

Екатерина Николаевна Кропоткина, мать П.А.Кропоткина
Екатерина Николаевна Кропоткина, мать П.А.Кропоткина

Мать П.А-ча (см. портрет-фотографию), умершая от чахотки 35 лет, была, повидимому, незаурядной для своего времени женщиной. Она любила музыку, поэзию и хорошо рисовала. После смерти в ее бумагах нашли переписанные ее рукой запрещенные стихотворения Рылеева и Пушкина.

Александр Алексеевич Кропоткин, брат П.А.Кропотикна, 1861 год
Александр Алексеевич Кропоткин, брат П.А.Кропотикна, 1861 год

По всей вероятности именно от матери П.А. и унаследовал любовь к музыке, литературе и искусству. П.А-чу было всего четыре года когда умерла его мать, но “память о ней, говорит П.А., прошла через все наше детство и согрела его… матери я обязан всеми лучшими искорками, которые запали в мое ребяческое сердце”[3]… П.А. был четвертым ребенком в семье. Старше его были сестра Елена и братья Николай и Александр. П.А. был в особенности дружен с Александром, который оказал большое влияние на развитие П.А-ча.

Социальная среда. После отдела “Предки” идет отдел “Социальная среда”, в которой рос и воспитывался П.А. Кропоткин. П.А. Кропоткин родился и вырос с мрачную эпоху “николаевской реакции” и “крепостного права”. Тяжелая рука Николая I, напуганного восстанием декабристов, ужасным гнетом лежала над всей страной. Крестьянские массы являлись полной собственностью помещиков. Помещик-дворянин мог торговать своими крепостными как вещами. В стране царили деспотизм и произвол сверху донизу.

В основе всей экономической жизни страны лежал подневольный труд крепостных. Крепостное хозяйство было тем фундаментом, на котором покоилась вся жизнь дворянского класса. Эта сторона крепостной жизни нашла в Музее отображение в рисунке с картины Зайцева “Привоз крепостными провизии в Москву”. Художник вдохновился “Записками революционера” П.А. Кропоткина и воспроизвел сцену, описанную П.А. Бытовые черты крепостной жизни можно видеть также и из целого ряда документов, выставленных в Музее: рапорт бурмистра отцу П.А-ча, рядная запись деда П.А. – 1825 г. и др.

Привоз крепостными провизии в Москву, художник М.М.Зайцев
“Привоз крепостными провизии в Москву”, художник М.М.Зайцев

Обстановка крепостной жизни, гнет и произвол тяжело ложились на душу впечатлительного ребенка, каким был П.А. И едва только в нем начинает пробуждаться сознание, как зарождаются и первые ростки бунта против окружающей действительности.

Одним из таких первых проявлений протеста была та полная драматизма сцена с высеченным слугою Макаром, которую так художественно описал П.А. в “Записках революционера”.

Старый князь (отец П.А-ча) распорядился высечь на съезжей слугу Макара за то, что тот нечаянно разбил несколько тарелок. Юный Петя в ужасе. Он задыхается от слез и ожидает в темном углу коридора возвращения Макара.

Наконец появляется Макар, бледный и с искаженным лицом. Петя хватает его за руку и пытается ее поцеловать. Макар быстро отдергивает руку. “Оставь меня, говорит он сурово, небось вырастешь такой же будешь?”.

“Нет, нет, никогда!”. Вырывается из глубины сердца у ребенка и он в слезах убегает. (См. акварель “Сцена с Макаром”).

И Петр Алексеевич сдержал слово, данное им высеченному рабу. И он не только не сделался крепостником, но стал пламенным борцом против всякого гнета и насилия, апостолом свободного общества равных.

Влияния литературные. После отдела “Социальная среда” идет отдел “Детство и юношеские годы“. Здесь мы видим, какие писатели более всего оказали влияние на развитие П.А-ча.

Музей П.А,Кропоткина. Первая комната. Средняя стена.
Музей П.А.Кропоткина. Первая комната. Средняя стена.

Учитель русского языка, студент Н.П. Смирнов (см. его фотографическую карточку), прививает своему ученику любовь к русской литературе и в молодом Кропоткине пробуждаются литературные наклонности. Уже с 9-10 лет П.А. начинает свои первые литературные опыты и издает рукописные журналы, помещая в них свои повести и рассказы. (См. витрину с детскими рукописными журналами П.А-ча).

Журнал Временник, издаваемый молодым Петром Кропоткиным. 1856 год
Журнал Временник, издаваемый молодым Петром Кропоткиным. 1856 год

Под влиянием любимого поэта Н.А. Некрасова у П.А. еще более растет любовь к угнетенным и обездоленным. Позднее пламенные писания Герцена, публицистические статьи Чернышевского и Добролюбова помогают оформлению чувства протеста, а рассказы о декабристах зажигают в его душе впервые революционный огонь. В то же время великие произведения Гете, Шиллера и Вольтера помогают П.А-чу заложить основы общефилософского миросозерцания.

Пажеский корпус в Петербурге, где учился П.А.Кропоткин
Пажеский корпус в Петербурге, где учился П.А.Кропоткин

Пажеский корпус. В то время, как под влиянием жизни и литературы в душе П.А-ча росли и зрели ростки протеста и революционности, обстоятельства толкали его в противоположную сторону. В 1851 г. он по личному приказу императора Николая I был зачислен в кандидаты в Пажеский корпус (см. фотографии Пажеского корпуса).

П.А.Кропоткин в костюме камер-пажа, 1861 год
П.А.Кропоткин в костюме камер-пажа, 1861 год

В корпусе П.А., благодаря своим богатым умственным способностям, шел первым учеником и как первый ученик был назначен в январе 1861 г. камер-пажем императора Александра II (см. большой портрет П.А. в костюме камер-пажа).

Перед Петром Алексеевичем открывалась широкая дорога придворной карьеры. Но легкая возможность создать “положение в свете” и блестящая придворная жизнь не соблазняют, однако, молодого пажа. В его душе все больше и больше растет и зреет протест против гнета и несправедливости существующего строя.

Смутные чувства мало по малу складываются в определенное настроение и позднее П.А. говорил об этом периоде жизни: “и если в избе крестьянина я научился любить и жалеть народ, то в царском дворце я научился ненавидеть власть”…

Жизнь в Сибири. Стремление уйти из привилегированного мира господствующих заставляет П.А-ча по окончании им Пажеского корпуса (июнь 1862 г.), просить назначения офицером в Амурское казачье войско в Восточную Сибирь. Там думает он активно принимать участие в деле проведения реформ.

Петр Алексеевич Кропоткин, 1864 год
Петр Алексеевич Кропоткин, 1864 год

Последняя стена первой комнаты иллюстрирует жизнь П.А-ча в Сибири. П.А. провел в Сибири целых пять лет (1862-1867). Там среди девственной дикой природы молодой офицер много путешествует и становится известным исследователем.

В сопровождении нескольких казаков, частью верхом, а частью пешком, или в лодке, П.А. исследует дебри сибирской тайги, открывает прямой путь из Читы в Благовещенск через северную Манджурию, прокладывает путь с Ленских золотых приисков через глухую тайгу в Читу и делает целый ряд других географических открытий.

На стене, посвященной Сибирскому периоду жизни П.А-ча, мы видим карту Сибири, на которой нанесены маршруты его путешествий, целый ряд собственноручных рисунков П.А-ча, изображающих сцены из его путешествий и виды Восточной Сибири. В витрине выставлены путевые дневники, маршруты, съемки, определения высот и т.д.

Карта путешествий П.А.Кропоткина по В.Сибири 1862-1867 г.
Карта путешествий П.А.Кропоткина по В.Сибири 1862-1867 г.

Исследования и открытия П.А-ча вскоре обратили на себя внимание ученого мира. Русское Географическое Общество избирает П.А-ча своим членом и поручает ему организацию нескольких экспедиций. Перед П.А-чем открывается карьера ученого, но чувствую недостаток теоретической подготовки, П.А. мечтает о поступлении в университет. Жестокое подавление восстания среди ссыльных поляков заставляет П.А. бросить военную службу. Летом 1867 г. П.А. покидает Сибирь и возвращается в Петербург.

В жизни П.А-ча открывается новая страница и об этом периоде жизни нам говорит вторая комната Музея.

⇐ПЛАН МУЗЕЯ          ВТОРАЯ КОМНАТА ⇒

[1] Дар племянницы П.А-ча Е.Н.Половцовой.

[2] Сам П.А. нередко называл себя “скифом”.

[3] К сожалению, превосходный большой портрет матери П.А-ча, писаный масляными красками, работы хорошего французского художника, не находится в Музее. Портрет этот, полученный П.А. от его тетки в 60-х годах, попал после его ареста и эмиграции в его сестре Е.А. Кравченко, а после ее смерти к ее дочери Е.Н. Половцевой, которая обещает передать портрет Музею лишь после своей смерти.